Ми вже неодноразово повідомляли про те, що археологи ДОКМ, проводячи інвентаризацію курганів, стикаються із фактами пошкодження цих пам’яток невідомими особами, які щось намагаються відкопати у курганних насипах. На щастя, здебільшого ці пошкодження незначні. Втім, бувають і винятки. Найстрашніший приклад останніх – грабіжницькі розкопки великого кургану (фото 1) поблизу м. Костянтинівка. Обсяг робіт «чорних кротів» (так, це були не відносно нешкідливі шукачі артефактів ІІ-ї світової, котрі зазвичай риють ямки максимум на штик глибиною, а саме шукачі археологічних знахідок!!!) вражає (фото 2–5). І не тільки археологів, а й краєзнавців. Один із них, фотографічно зафіксувавши сліди руйнування кургану, зараз намагається підняти громадськість та органи влади Костянтинівського району на захист кургану. Нижче ми публікуємо своєрідне есе, написане цим небайдужим громадянином.
История становления человеческой цивилизации неразрывно связана с проблематикой рождения и смерти. В контексте того, о чем пойдет речь, важно понимать, что еще в далеком прошлом, столкнувшись с парадоксом необратимости перехода в небытие, человек на каждом из этапов интеллектуально-технологического развития общества стремился постичь сущность жизни, формируя Модель Мироздания. Важным компонентом этой Модели является система представлений о потустороннем мире, призванная смягчить инстинктивно определяющуюся жестокость и неотвратимость окончания индивидуальной жизни. В неразрывной связи с трансформацией представлений о потустороннем мире менялось и отношение людей к своим мертвым – от практического (санитарной утилизации) на самых ранних этапах, до сложных ритуальных действий с социальным подтекстом. В свою очередь, именно это легло в основу фундамента многих мировых религий.
Все это сказано для того, чтобы еще раз напомнить о важности осознания того факта, что Модель Мироздания (будь то любая из исповедуемых религий или атеизм и пр.) определяет систему отношений в обществе и в целом качество жизни, влияя на восприятие индивидом ее полноты, давая либо отбирая возможность переживать Счастье.
Жизнь показала, что между знанием и осознанием – пропасть. Знание заповедей и хождение на богослужения положительно проявляются в формате поведения только у тех, кто осознал важность следования своей Модели. Так вот, все знают, что осквернять могилу нехорошо. Это постулат нашей Модели, к которой мы шли тысячелетия.
А теперь маленький виртуальный тренинг. Так, для осознания. Представим, что кто-то в день поминовения прилюдно, в присутствии близких погребенного, взобрался на могильный холмик, потоптался на нем, попрыгал, сделал селфи, глотнул пивка, плюнул на могилу, а после попытался сломать оградку… Вы скажете: «Нет! Этого не может быть! Уже на этапе «взобрался» наш гипотетический «кто-то» получит в ухо даже от посторонних и никто не скажет слова в его защиту», и Вы, скорее всего, будете близки к реальному сценарию, хотя варианты возможны… Но продолжим наш маленький мысленный эксперимент. Представим, Вы трезвый на кладбище, где из живых – никого. Только те, кто в земле, и Вы со своей совестью (Моделью, Богом). Полдень, светит солнце, легкий ветерок, в небе – жаворонки, и все такое (обязательно исключаем вариант с непогодой и сумерками – практически у всех на эту тему фобии из детства, это сильно исказит восприятие). Наступаем на могильный холмик, прошлись взад-вперед. Стоим над останками человека. Какие ощущения? Приятно? Противно? Гадко? Омерзительно? Правда, странно. Бродить между могилами еще как-то можно, многие даже находят в созерцании кладбищенских видов элементы для апгрейда своей Модели. А вот топтать даже старые могилы – нет. Заметим, что исследования показали наличие психологического барьера у большинства людей перед пересечением даже символической оградки чужих могил. Ограды могил своих родственников – без проблем, а вот чужие – это чужой портал в потусторонний мир, где мертвые могут навредить живым. Знание это сакрально и передается уже генетически на подсознательном уровне. И здесь мы подошли к главному в статье – мы верифицировали (проверили) самих себя на свою способность воспринимать место, где похоронены люди, как нечто запретное, священное.
А теперь вопрос. Почему снова и снова происходит такое?..
Возле Александро-Калиново ограбили курган. Совершенно особый случай. Беспрецедентный. Нагло. На виду силовиков.
Драматическая завязка этого, возможно, произошла еще в 2014 году, когда секретные карты и цифровые носители информации Отдела археологии Донецкого областного краеведческого музея стали добычей неизвестных лиц. Как и ружья ПТР, из которых потом стреляли в людей. Но это – другая история. А уже в 2015 году поступили первые сведения от землепользователей, что они наблюдают непонятное – незнакомые люди рылись на самом крупном кургане. В органы власти сообщали, но – устно, подтверждений нет. Проверка состояния кургана на начало 2016 года показала наличие глубоких ям в разных его частях, некоторые из которых, возможно, была элементами оборонительных сооружений лета 2014 года. Осенью 2016 года – новый удар: неизвестные пробили на вершине два глубоких шурфа – до 5 метров глубиной. Далее были телевидение, публикации в прессе и – тишина. И вот – осень 2018 года. Схема та же, и, похоже, действовали люди те же. По наводке. Знающие, что искать. И знающие, где и как. По хорошо спланированному сценарию. Промахнувшись в 2016 году, сделали новые промеры, возможно, применили георадар, внесли поправку и пробили новый шурф, накрыв погребальную камеру. Все! Ни Вы, ни дети Ваши не узнаете, Кто там был похоронен. Царь? Царица? В этом-то и есть главное различие между личным и общественным. Наука служит Вам и Вашим детям, а те, чьи могилы раскопаны в ходе официальных работ, обретают вторую жизнь. Мы узнаем о них. О их жизни.
Люди, осуществившие грабеж кургана под Константиновкой, не только отобрали у человечества право на знание, не только нанесли жестокий удар по системе общечеловеческих ценностей. По нашей Модели Мироздания. Они – убийцы. Убившие право на возрождение тех, чьи кости они перетрощили в своей алчной погоне за скифским золотом.
P.S. Однажды, в дождливую погоду, я ожидал прибытия электрички, стоя на Дмитриевской площадке. Вдруг мое внимание привлек маленький земляной червячек – он заполз на вершину бетонного столбика ограждения и слепо тянулся к небу.
В этот момент я поразился глубине происходящего. Снова осознание. Для того, чтобы он туда залез, мало было дерзновения. Нужна была непогода, и, соответственно, отсутствие птиц. Подходящие условия, когда даже маленький червь может невозможное. Так и в случае с нашим курганом. В древности хранители кургана просто лишили бы жизни наших «Индиана Джонсов». А сейчас в ходу другая Модель. И Война. Час червя.
А. П. Филиппов, гражданин